Смерть близкого всегда сопряжена с решением многочисленных организационных вопросов. Особенно, если к моменту кончины человек находился на территории другого государства. В данном случае транспортировка груза 200 или репатриация праха потребуют дополнительных затрат и знания законодательства обеих стран.
Необходимые документы
Между Россией и Беларусью нет жестких законодательных различий или въездных ограничений. Тем не менее, если речь идет о транспортировке останков, необходимо соблюсти определенные правовые нормы. В частности, собрать все требуемые для прохождения границы бумаги:
- Справка о смерти (выдается в морге);
- Свидетельство о проведении бальзамирования;
- Сертификат из крематория (если проводилась кремация);
- Выписка, удостоверяющая герметичную запайку цинкового контейнера;
- Сравку о невложении посторонних предметов в гроб или урну;
- Медицинское свидетельство об отсутствии опасных инфекционных или вирусных заболеваний.
Кроме того, в первую очередь необходимо обратиться в ближайшее консульское отделение, и получить разрешение на вывоз/ввоз тела. Гербовое свидетельство не является обязательным, но может потребоваться при прохождении таможни. На подготовку всего пакета документов потребуется не больше недели. Чтобы ускорить процесс и не пропустить важные бюрократические этапы, доверить организацию репатриации лучше профессиональному похоронному агентству.
Способ доставки
Основные затраты во время репатриации уходят на транспортировку тела. Между Россией и Беларусью доступно только два способа перевозки усопших: авиасообщение и автотранспорт.
На территории России транспортировка груза 200 железнодорожным транспортом запрещена.
Первый способ актуален в том случае, если расстояние превышает 1800 километров. Перевозка самолетом обходится на порядок дороже, но обеспечивает быструю и безопасную доставку. Единственное неудобство заключается в том, что далеко не все авиалинии (и не каждый борт) занимаются перевозкой «траурного груза», поэтому заказывать билеты нужно заблаговременно. Кроме того, доставить гроб в аэропорт следует за 3-4 часа до вылета, так как оформление специализированного багажа может занять много времени. Контейнер не должен содержать ритуальной символики, также запрещены любые траурные обряды во время погрузки или по прибытию в город назначения.
До аэропорта и после прилета от грузового отделения забирать гроб можно только на специализированном транспорте.
Автомобильное сообщение между странами налажено хорошо, поэтому выбрав автотранспорт, затруднений с доставкой родственники не испытают. Нужно учесть, что согласно российскому законодательству, перевозка груза 200 на частном транспорте запрещена. В случае нарушения водителю грозит солидный штраф. Впрочем, по установленным правилам, забрать гроб из морга без предоставления катафалка тоже не получится.
Несмотря на то, что катафалки оснащены функцией климат-контроля и рассчитаны на поддержание низкой температуры, достаточной для сохранности тканей, транспортировка на дальние расстояния производится только при наличии справки о проведении бальзамирования должного уровня.
Перевозка на катафалке обходится дешевле. Кроме того, не нужно тратиться на билет для сопровождающего лица, что является обязательным условием при доставке груза 200 самолетом. Но в этом случае, нужно быть готовым к том, что сроки похорон могут затянуться по объективным причинам: проволочки на границе, пробки на дорогах, временные ограничения скоростного режима и другие дорожные ситуации.
На чем можно сэкономить?
Существенно сократить расходы можно, если у усопшего была оформлена страховка. В этом случае большую часть расходов покроют страховые выплаты. В противном случае вся сумма ложится на плечи родных. Каких-либо программ по репатриации усопших на государственном уровне ни в России, ни в Беларуси не существует.
Перевозка урны с прахом обходится дешевле транспортировки цинкового контейнера. Поэтому заказав кремацию на месте, можно сэкономить солидную сумму на доставке останков.
Снизить траты также поможет грамотный выбор похоронного бюро. Заказывая ритуальные услуги лучше сразу обратиться в агентство, осуществляющее международную деятельность и имеющие филиалы в обеих странах. Таким образом не придется тратить время на заключение договоров и переплачивать повторную аренду катафалка.