Еще в древние времена люди придавали особое значение похоронному ритуалу. Умащенное и украшенное согласно религиозным канонам тело умершего, старались как можно бережнее доставить к месту захоронения. До изобретения колеса, переносить усопших приходилось на специальных носилках, внешний вид и убранство которых менялись в зависимости от статуса покойного. Затем погребальные стеллажи стали устанавливать на колесные повозки. Считается, что именно они дали транспорту, осуществляющему ритуальные перевозки, название, сохранившееся по сей день.
Как появился катафалк
Новое и неизведанное всегда воспринималось общественностью в штыки, и катафалк не стали исключением. Первые повозки были встречены европейцами без особого энтузиазма, что объяснялось не только традициями предков, но и практической составляющей:
- деревянные колеса и отсутствие амортизации создавали на мощеных улицах жуткий грохот;
- сильная тряска не благоприятствовала аккуратной транспортировке тела;
- ранние христианские кладбища, рассчитанные на пеших носильщиков, имели узкие проходы, в которые не могли проехать первые катафалки;
- улицы даже крупных городов не отличались пропускной способностью. А в древнем Риме въезжать на повозке в черту города и вовсе запрещалось.
К тому же стоимость услуг перевозчика обходилась недешево и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Парадокс в том, что знатное сословие имело собственных рабов-носильщиков и не нуждалось в тряских тележках. Тем не менее, ритуальные перевозки продолжили свое существование и значительно преуспели.
За несколько десятилетий простые телеги превратились в роскошные фаэтоны, соревновавшиеся друг с другом в изяществе отделки и красоте упряжи. Богатых клиентов привлекали резными наличниками, позолотой и размерами ритуального транспорта. Крупные вельможи в последний путь до погоста оправлялись в нарядных «дворцах на колесах».
Катафалк в СССР
Новый виток развития похоронные перевозки получили с изобретением двигателя внутреннего сгорания. Но изначально машины отпугивали неприятными выхлопными газами, они быстро двигались, были неповоротливыми и создавали слишком много шума. Однако уже к началу XX века автомобили плотно вошли в похоронный бизнес, а многие кладбища реконструировали под новые стандарты (колесная база машин была шире, чем у конных фаэтонов). Производители катафалков также не сидели сложа руки, автомобили постоянно претерпевали внешние и внутренние модернизации.
Первыми производителями ритуального транспорта стали такие концерны, как: Cadillac, Rolls-Royce, Packard, Mercedes, Pirce-Arrow, Daimler, Studebecker, Horch, Brennabor. Каждая фирма стремилась придать автомобилю неповторимый и узнаваемый облик.
Дизайнерская гонка и создание «авторских» катафалков прекратилось в начале 40-х годов, когда появился новый, универсальный тип кузова – station wagon. Геометрические формы и просторный салон оказались наиболее удобными для похоронного дела и легли в основу моделей, у которых в дальнейшем видоизменялся только внешний дизайн.
Особый путь развития ритуальных машин сложился на территории стран, входивших в состав СССР. Основными средствами для транспортировки покойных служили ГАЗ-53 и ПАЗ-651. В качестве отличительной символики кузов грузовика украшался траурными лентами. Автобусы выпускались в стандартной комплектации или имели специальный люк, облегчающий погрузку гроба. Борт ПАЗика, используемого для перевозки тел умерших, помечался черной полосой.
Характеристики катафалков
Машины для ритуальных перевозок отличаются не только декоративными деталями. В основе каждого катафалка лежат наработки гражданских машин, предназначенные для серий бизнес-класса и выше. Кроме того, из стандартных моделей их выделяет ряд конструктивных особенностей:
- распашные двери в корме кузова;
- климатическое оборудование, для поддержания особого температурного режима;
- салазки для погрузки и выгрузки, а также специализированные крепления для гроба;
- складные сидения для сопровождающих;
- широкая колесная база.
В рабочем состоянии вес катафалка превышает 3 тонны, поэтому такие машины оборудуют специфическими тормозными колодками и износостойкими шинами. Чтобы автомобиль легко справлялся с собственным весом, под капотом траурных экипажей установлен двигатель мощностью больше 300 л.с. и используется усиленная подвеска.