Многим знакома картина из нашумевшего фильма «Мумия», где верховного жреца ради любви убившего своего фараона, приговаривают к страшному проклятию, суть которого заключалась в погребении заживо. Исторической обоснованности эта картина не имеет, а вот копание могилы для еще живого человека действительно практиковалось. Причем не только в древние времена и далеко за пределами Египта.
Законы возмездия и могилы для трусов
Захоронение живого человека практиковалось на всех континентах в разные эпохи. И для того, чтобы заслужить столь страшную казнь совершенно не обязательно убивать представителя правящей династии. В реальном мире земле предавали и за менее значимые провинности. Так, при китайском императоре Хуань-Ти в 220 году заживо были погребены 500 философов. «Развлекался» захоронением живых философов император Цинь Шихуан, питавший особую неприязнь к конфуцианству.
Основанием для казни стало инакомыслие ученых мужей, проповедовавших истины, противоречащие принципам царской власти. В 200 годах н.э. такой же смерти удостоился Папа Каликст I. Согласно оставшимся свидетельствам, его сбросили на дно колодца, который затем засыпали мусором. Причину расправы автор текстов указывать не стал. Не гнушались погребениями живых людей галлы. Как правило, этой участи удостаивались предатели, но попасть в могилу при жизни можно было и за проявление трусости.
В 945 году после смерти князя Олега древляне направили к его жене Ольге послов с предложением выйти замуж за убийцу ее мужа. В ответ княгиня не придумала ничего лучше, как похоронить посланников живьем. Как гласят легенды, древлян закопали в землю вместе с челном на котором они прибыли к стенам Киева.
Погребение еще живого человека было прописано в качестве официального наказания в законодательстве вавилонян. Кодекс Хаммурапи предусматривал такую расправу для детей архитекторов, если под развалинами построенных ими домов погибали дети жителей империи. Историки называют эту казнь «законом возмездия». В средневековой Италии подобным образом расправлялись с убийцами, не признавшими вину и не раскаявшимися в содеянном. Аналогичную расправу над преступниками предусматривало и первое уголовное право германских народов (Кодекс Каролины 1530 г.).
Специально для женщин
На заре становления цивилизаций женская участь была не столь завидна, как о ней любят писать в романах. И чем выше оценивался статус женщины, тем страшнее могла быть ее смерть:
- Инки заживо похоронили Деву Солнца за то, что та потеряла целомудрие;
- Римских весталок закапывали живыми рядом с преступниками, если те пренебрегали своими обязанностями. Например, забывали поддерживать священный огонь;
- Мать Ромула и Рема, основателей Рима, закопали живой за то, что та родила сыновей, будучи жрицей богини Весты. Тот факт, что ей удалось зачать от бога Марса (по словам самой весталки) римскую общественность не смягчил.
В древнем Риме тело весталки считалось священным. Палачи не могли прикасаться к нему, чтобы не навлечь на себя гнев богини, поэтому для казни жриц был выбран такой жестокий способ ухода из жизни.
Во Франции основным видом казни на протяжении многих веков оставалось повешение. Но для женщин вплоть до середины XV столетия действовали более гуманные и этичные нормы. Смотреть как у преступницы в юбке дергаются ноги было неприлично, поэтому женщин погребали заживо. В последствии было решено связывать юбку на уровне колен и захоронение живьем отменили. А вот на севере в Швеции и Дании эта форма наказания просуществовала вплоть до XVI века. Как и во Франции применялась она преимущественно к женщинам, заменяя другую форму казни – колесование. Чаще всего такая участь постигала детоубийц или женщин, вступивших в половую связь с животными.
Меры, которые сегодня кажутся чудовищными и варварскими на Соломоновых островах и в Индонезии считались нормой до XIX века. В Индии женщин хоронили живыми еще в прошлом столетии. При этом попасть живой в могилу могла вполне законопослушная индианка. Просто согласно действующим нормам, жена не могла пережить своего мужа. Если мужчина умирал первым, живую женщину хоронили вместе с ним в одной могиле.
Массовые казни XX века
В истории нередки случаи, когда причиной для жестокой смерти могла стать не провинность, а национальность человека. Одним из самых вопиющих случаев считается преследование еврейского народа, которое продолжалось веками. Еще при Пепине Коротком специальная смерть погребением заживо распространялась преимущественно на иудеев. Более чем через тысячу лет история повторилась в куда более шокирующем масштабе. Нацистские солдаты устраивали массовые погребения еще живых людей на территории Польши и России. В могилах помимо евреев оказывались партизаны и местные жители, не пожелавшие смириться с оккупацией.
В конце 1960 годов подобные расправы над невинными жертвами учинили вьетконговцы. Когда американским солдатам удалось отбить императорский дворец, на территории резиденции они обнаружили ямы, в которых заживо было захоронено больше трех тысяч человек. Конец 1970-х ознаменовали кровавые расправы в Камбодже. Красные кхмеры считали, что их жертвы не достойны того, чтобы на них тратили патроны. В итоге больше 2 миллионов человек были зарыты в землю живыми. Особая жестокость казни заключается в том, что могилы жертвы готовили для себя сами.