Современное музыкальное сопровождение похорон

Содержание статьи:

Илья Панорович

Илья Панорович

Главный специалист отдела информации

Share on facebook
Share on telegram
Share on email

Музыка наполняет все сферы жизни и, согласно научным исследованиям, оказывает непосредственное воздействие на организм человека, а также его эмоциональное состояние. Определенный лад и темп музыкальной композиции способен вызвать воодушевление, радость или грусть. Поэтому выбор похоронной мелодии сегодня является не просто данью традициям, но и возможностью задать атмосферу похорон.

Религиозные напевы и наигрыши

Под аккомпанемент музыкальных инструментов в последний путь умерших отправляли еще современники Цицерона. Знатных римских мужчин и прославившихся в бою воинов хоронили под лиричные звуки арфы и пение жриц. В Греции одним из первых чудодейственную силу музыки оценил Гомер, написав «плач по Гектору». Служители культа с систрами и ритуальными песнопениями обязательно присутствовали во время церемонии погребения придворных фараона и высокородных египтян. Однако на заре становления погребальных традиций музыкальное сопровождение имело больше сакральный смысл. А певческие партии носили исключительно ритуальный характер.

В отличие от стран средиземноморья и ближнего востока, европейцы придерживались более консервативных взглядов. Поэтому погребальные церемонии на континенте еще до принятия христианства выполняли в полной тишине. Затем мрачное молчание сменилось пением религиозных молитв. Коренные изменения в устоявшемся похоронном обрядничестве произошли только в средние века.

«Торжественное» погребение

Зародившись под сводами католических соборов духовная музыка быстро набирала популярность. Уже к началу XVIII столетия она покинула тесные стены храмов и стала неотъемлемой частью светских церемоний, в том числе погребальных обрядов. При этом часть заупокойных произведений писалась на заказ для знатных вельмож. Музыкальное сопровождение, как и фамильные склепы, подготавливалось заранее, чтобы прозвучать в роковой час перед траурной процессией. В разное время написанием реквиемов были заняты многие известные композиторы:

  • Вольфганг Амадей Моцарт;
  • Иоганн Михаэль Гайдн;
  • Иоганнес Брамс;
  • Джузеппе Верди;
  • Пьер де ла Рю;
  • Гектор Берлиоз;
  • Антонин Дворжак;
  • Томас Луис де Виктория;
  • Орландо ди Лассо;
  • Генрих Бибер;
  • Ян Дисмас Зеленка и др.

В XX веке плеяду знаменитых композиторов церемониальной музыки дополнили такие имена, как: Игорь Стравинский, Бенджамин Бриттен, Джон Тавинер, Александр Кастальский и многие другие. Сегодня произведения этих выдающихся музыкантов считаются классикой и неизменно присутствуют в репертуаре похоронного оркестра.

Традиционный реквием, построенный на основе литургических церковных мотивов, изобилует звуками духовых и струнных инструментов, взывая к глубинным чувствам и заставляя задуматься о вечном. Казалось бы, придумать что-то более соответствующее моменту сложно. Но это не так. Но Современные похороны уже давно не следуют строго выверенному плану. Люди все чаще отказываются от общепринятых норм, проявляя больше внимания к личности умершего.

Курс на индивидуальность

Со временем может измениться что угодно, но в XXI веке, как и сотни лет назад, людям свойственно задумываться о вечности. Поэтому еще при жизни многие стараются спланировать сценарий своих похорон, письменно или устно уведомить родных о способе захоронения (похороны или кремация), подобрать одежду и выбрать музыкальное сопровождение. В этом случае, выбор репертуара должен соответствовать пожеланиям умершего, даже если состав плейлиста вызывает сомнения у родственников.

Впрочем, посмертное волеизъявление не единственная причина отказаться от помпезных звуков реквиема. Подбирая мелодии для похорон нужно руководствоваться стилем жизни покойного, его положением в обществе, профессией и т.д. Так, на похоронах военного уместнее будет звучать военный марш, политиков и государственных деятелей часто хоронят под звуки государственного гимна, а представители национальных групп заказывают этнические мотивы. Определенная «вольность» дозволена при выборе музыки на похороны творческого человека. Например, актера Валерия Золотухина провожали в последний путь под песни его близкого друга Владимира Высоцкого.

В список «классической» музыки для современной церемонии погребения можно добавить и треки поп-исполнителей. Большой популярностью пользуются: Селин Дион, Анна Герман, Фрэнк Синатра, Игорь Тальков, Робби Уильямс и др.

По большому счету для похоронной процессии подойдет любое произведение, написанное в минорной тональности. Но, выбирая песни, нужно внимательнее относиться к тексту. Смерть человека – это большая утрата для родных, и любое неверное слово может причинить дополнительную боль и без того израненной душе скорбящих. Также стоит отказаться от веселых танцевальных треков, песен с нецензурными выражениями и т.д. Если подобные композиции указаны в завещании умершего, их уместно включать на частных (закрытых) церемониях прощания или в ходе поминальной трапезы.